Понедельник, 18.06.2018, 04:54Приветствую Вас Гость | RSS
ФИ и МО
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА » КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО » ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА.
ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА.
vasekledokДата: Вторник, 21.04.2009, 08:24 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Всемогущий АДМИН
Сообщений: 211
Репутация: 1
Статус: Offline
Процесс образования казахской народности в XIV-XV вв. в основном завершился.
В середине XV в. - образовалось Казахское ханст-во - итог противоречивого многовекового взаимодейст-вия и взаимопроникновения политических и этносоциаль-ных процессов, происходивших на территории нынешней Центральной Азии. В этнополитогенезе кочевых племен нельзя не отметить особую важность события тех вре-мен, которым стала откочевка в 1459 году потомков ос-нователя династии казахских ханов Урус-хана - Джа-нибека и Гирея - с преданными им племенами. Значение этого события в том, как отмечают казахские истори-ки , что оно ускорило процесс сложения казахской на-родности в результате выделения и обособления из конгломерата родов, племен и формирующихся народно-стей Восточного Дешт-и Кыпчака, каким было здесь на-селение к началу XY столетия, известное под общим со-бирательным названием узбеки.

Из Узбекского улуса выделились и перекочевали в Семиречье не просто разрозненные племена, недовольные политикой хана Абулхаира, но объединение родов и пле-мен численностью до 200 тыс. человек, которые состав-ляли в Дешт-и Кыпчаке население улусов потомков Урус-хана. Дневние рода жалаир, найман, алчин, кипчак и др. Стали этническими компонентами казахской народно-сти. Нарицательное слово “казак”, первоначально обо-значавшее - свободный, скиталец, изгнанник или группу кочевников, которые отделились, вышли из какой-то подвластности и противостоящие ей, приобрело этнопо-литический смысл. Тюркоязычные племена, объединенные под властью потомков Урус-хана, обрели самоназвание и окончательно стали называться, правда, ни без субъек-тивных видоизменений, казаками, а страна их - Казак-стан. Новое этнополитическое качество степняков, ут-вердившихся на земле Семиречья, положило начало раз-витию собственно казахской государственности, а тер-мина “казак” и “узбек” стали обозначать еще и разде-ление людей по месту жительства, очерченного уже сво-его рода политическими границами.

Вплоть до смерти последснего казахского хана Та-векель-Мухаммад-батыр-хана (Тауке) в 1718 году и пре-вращения трех казахских жузов в самостоятельные хан-ства в эпохе казахской государственности этот отрезок времени можно выделить как почти 300-летний период централизованного этнополитического объединения каза-хов, которое являлось ничем иным, как государством. В этот период, например, в ханство сына Джанибека хана Касыма (1511-1523 гг.) под одной его властью был объ-единен в эль, один народ более миллиона казахов. К этому времени относятся общие для них узаконения : “Касыма праведный путь” (XYI в.), служившее основным законом; “Семь узаконений” хана Тауке (вторая половиполовина XYII в., закреплявшее государственный строй и феодальное право казахов.

К этому же периоду этнополитогенеза относится внешнеполитическое становление правосубъектности ка-захского государства, в частности, можно привести пример самостоятельного установления по инициативе хана Тавеккеля (1586-1598 гг.) дипломатических отно-шений Казахского ханства с Москвой. “Официальные рус-ско-казахские отношения, - писал В.Я. Басин, - нача-лись, по-видимому, не позднее 90-х годов XYI века ” В первой четверти этого столетия казахи, как само-стоятельная народность стали известны и в западной Европе.

Наследственная ханская власть периода централи-зованного этнополитического объединения казахов за-ключалась в верховном праве распоряжения всей терри-торией казахских улусов, распределении им пастбищ и маршрутов кочевок, водных источников , в организации их вооруженной защиты, в праве издавать общеобяза-тельные повеления, а также казнить и миловать. Хан вел переговоры с другими государствами, объявлял вой-ну и мир, заключал союзы.

Казахское ханство 16-18 вв. Было иерахизирован-ной социально-политической структурой, вобравшей в себя традиции кочевой государственности, сочетавшей элементы монархии и феодальной республики. Ежегодно созывались курултаи (народные собрания) из числа ари-стократов - старейшин и правителей родов, султанов - для решения совместно с ханом общегосударственных дел. Влиятельные родоначальники составляли при хане совет биев - законосовещательный орган. Бии в родах олицетворяли судебную и административную власть. И, в отличие от султанов - потомков чингизидов (сословие “ак-суй-ек”), составляли элиту “кара-суйек” - родо-вую знать.

Войско казахского ханства формировалось из воо-руженных отрядов ханов, султанов, биев и народного ополчения. Каждый род, жуз имели свое знамя (тамгу) и свой боевой клич (уран), но все войско выступало под одним небесно-голубым знаменем и ураном ханства. Об-щественные отношения регламентировались ханскими ус-тановлениями, адатом (обычное право казахов) и реше-ниями советом биев (ереже). Политическими центрами Казахского ханства на протяжении полутора столетий ( с конца 16 до первой половины 18 века) были города Ташкент и Туркестан.
Активная внешняя политика государства, расшире-ние владений, укрепление государственности, при пер-вых ханах, особенно при Касымхане в начале XYI в., затем сменились усилением междоусобной борьбы, массо-выми откочевками людей.

Во 2-й половине XYI в. происходит новый полити-ческий подъем Казахского ханства, спад междоусобиц, развитие скотоводческого и земледельческого хозяйст-ва, торговых отношений, расширяются контакты с Росси-ей и другими сопредельными странами.

Ханская власть того периода хоть и достигла в известной степени всеохватывающего характера и имела однородное этническое основание, однако элемент относительности в централизацию этой власти привносили борьба за власть султанов разных улусов и практически непрекращающиеся войны с узбеками и калмыками. Эти факторы препятствовали формированию такого необходимого элемента в становлении государственной власти казахского ханства, как организация населения по территориальному принципу. Основой государственности оставалась родовая организация населения, ацикличный характер скотоводческого хозяйства и кочевой образ жизни не обеспечивали необходимой стабильности ханской власти, а казахскому обществу - всобщей целостности.
С нач. XYIII в. участились набеги джунгар на казахские земли. Поэтому хан Тауке предпринимает попытку объединения трех жузов. Казахское ханство, раздираемое междоусобицей и противоречиями, ослабленное в изнурительной войне с агрессором, ведет отчаянную борьбу за свою независимость.
В трудной экономической и политической ситуации встал вопрос о вхождении в состав России, которое продолжалось около 150 лет.
Однако, это уже другой период в эпохе династической государственности казахов, который требует отдельного разговора.
Материал взят из http://www.shkolnik.kz/


 
Форум » ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА » КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО » ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: